0 мес 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 1 год
1г 3м 1г 6м 1г 9м 2г 6м


Как пользоваться центильными таблицами физического развития детей

Как пользоваться центильной таблицей


Для оценки физического развития детей педиатры пользуются специальными справочными материалами - так называемыми центильными таблицами.

В центильных таблицах представлено распределение показателей физического развития среди здоровых детей по частоте встречаемости. 

Центильные таблицы физического развития детей составляются отдельно для мальчиков и для девочек по определенному показателю (рост, вес, окружность головы и т.д.).

Наши центильные таблицы составлены по данным исследования за 2005 год Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Данные по окружности грудной клетки взяты из учебных материалов - Воронцов И.М., Мазурин А.В. Пропедевтика детских болезней (3 издание, 2009 г.), так как широко применяются в отечественной педиатрии, но не представлены в исследованиях ВОЗ. Данные для центильных таблиц собраны среди большой группы здоровых детей (ВОЗ кроме этого также исключала из исследования некоторые неблагополучные факторы, например, детей курящих матерей и т.д.).

Индекс массы тела рассчитывается по формуле: M/h2, где M - вес ребенка в кг, а h - рост в м.

Как пользоваться центильной таблицей физического развития детей

Взглянем на типичную центильную таблицу, отражающую массу тела мальчиков в зависимости от возраста.

Как пользоваться центильной таблицей физического развития

В строках показан возраст мальчиков в месяцах, а в столбцах показаны 3, 10, 25, 50, 75, 90, 97 центили (перцентили). Представим, что мы взяли группу здоровых мальчиков одного возраста из ста человек и взвесили каждого из них, а потом расставили по возрастанию массы тела. Запишем массу тела третьего по счету, десятого,  двадцать пятого и т. д. У нас получится таблица, масса ребят с 25 по 75 будет средней, с 10 по 25 - ниже среднего, с 75 по 90 - выше среднего, с 3 по 10 - низкой, с 90 по 97 - высокой, до 3 - очень низкой, выше 97 - очень высокой. Эта упрощенная схема помогает понять, что собой представляют центильные коридоры. Получается, что к средним величинам относится центильный коридор 25-50-75, то есть 50% всех детей, по 15% приходится на значения выше и ниже среднего, по 7% на высокие и низкие величины, а также по 3% на очень высокие и очень низкие. Естественно, выборка детей, по которой составляется центильная таблица состоит не из ста человек и дает представление о всем детском населении.

Рассмотрим использование центильной таблицы на конкретном примере

Представим, что мальчик в 1 месяц весит 4,4 кг. Взгляните еще раз на таблицу в строку "1 месяц". Такой вес вкладывается в центильный коридор 50-75, то есть является среднестатистическим. Если б вес был 3,5 кг в месяц, мы бы говорили, что он низкий (находится в центильном коридоре 3-10).

Основные принципы оценки физического развития ребенка по центильным таблицам

  • Если показатели развития ребенка попадают в центильный коридор 25-50-75, то ребенок развивается нормально, в соответствии со средними величинами;
  • Если значения попадают в коридоры 10-25 и 75-90, то говорят о нормальном развитии, на которое следует обратить внимание;
  • Если речь идет о низких и высоких значениях 3-10 и 90-97, следует обследовать ребенка и при необходимости проконсультироваться с узкими специалистами (невролог, эндокринолог, ортопед и т.д.);
  • Если показатели ребенка ниже 3 перцентили или выше 97, очень вероятно, что имеется отклонение в развитии.

Следует также отметить одну важную особенность. Развитие ребенка может быть гармоничным и негармоничным. Например, вес ребенка попадает в центильный коридор 75-90 (выше среднего), а рост в коридор 3-10 (низкий) - развитие негармоничное; вес и рост ребенка в коридоре 90-97 - говорят о высоком гармоничном развитии и т.д.

Понравилась статья? Сохрани, чтобы не потерять:

 

Прочитали статью? Будем очень рады узнать ваше мнение, поделитесь своим опытом с другими родителями. Кроме этого, авторы сайта - врачи с радостью ответят на ваши вопросы.

'
  • Гость: спасибо статья понравилась все хорошо разъяснено
'