0 мес 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 1 год
1г 3м 1г 6м 1г 9м 2г 6м


Развитие ребенка в 4 месяца

Развитие ребенка в 4 месяца


Особенностью развития четырехмесячных детей считается появление своеобразных индивидуальных различий оттачивании тех или иных навыков. При этом какие-то малыши быстрее развиваются в психоэмоциональном направлении, другие – в физическом, но для тех и других такие различия будут нормальными, просто одна из линий развития является доминирующей.

Нервно-психическое развитие детей в 4 месяца

Описанный для возраста комплекс оживления (малыш радуется, начинает активно двигаться и агукать, когда видит знакомого взрослого) закрепляется и становится еще более выраженным. Эта двигательная активность особенно заметна, если с ребенком начать заигрывать или взять его на руки. Теперь ребенок все чаще сам первым ищет контакта со взрослым. При приближении чужого человека вместо реакции оживления может последовать реакция страха.

В то же время малыш становится более требовательным к вниманию: он любит, когда взрослый разговаривает с ним, и расстраивается и плачет, когда родители не обращают на него внимания или перестают с ним общаться.

Во время бодрствования увеличивается активность, ребенок осматривает и ощупывает окружающие предметы, трогает и захватывает игрушки.

Малыш в 4 месяца внешне хорошо отличает «чужих» взрослых от «своих», особенно выделяя из взрослого окружения свою мать (четко ее узнает).

Развивается и эмоциональная сфера, в хорошем настроении, во время игры со взрослым ребенок громко смеется, повизгивает. В плохом настроении ребенок хмурится, плачет, причем плач должен быть эмоциональным, со слезами.

Потребность четырехмесячного малыша в сне в среднем составляет около 70% протяженности суток.

Развитие речи у ребенка 4 месяцев

Четырехмесячные дети начинают различать интонацию взрослого, могут по-разному на нее реагировать. Это первый этап понимания речи, развитие происходит пока на «эмоциональном» уровне. Соответственно на заигрывания и веселый голос ребенок отвечает положительной эмоциональной реакцией: активизируется, улыбается, гулит, а на строгий и повышенный голос может настораживаться, хмурится, и даже плакать.

Гуление отчетливое, занимает продолжительный промежуток времени бодрствования. В хорошем настроении ребенок нараспев произносит гласные звуки в разнообразных сочетаниях, хорошо и отчетливо агукает. Гуление разбавляется согласными звуками «п», «б», «н», «г», «д», ребенок начинает произносить сочетания звуков, которые взрослому затем сложно повторить.

Гуление вызывает у малышей удовольствие, в отличие от детей 3 месяцев четырехмесячные начинают вслушиваться в «результат» своего гуления и «передразнивания» взрослых: если пытаться повторять за малышом, он может периодически замолкать и прислушиваться. Теперь ребенок будет постепенно пытаться подражать интонации и звукам, которые слышит от взрослых.

Эта игра с речевым аппаратом позволяет ребенку осваивать произношение новых звукосочетаний, поэтому следует всячески стимулировать этот процесс, меньше оставлять ребенка предоставленному самому себе и больше с ним общаться. Во время гуления ребенка полезно в игровой форме подражать звукам, которые он произносит, и стимулировать его к произношению новых звукосочетаний. Делать это можно в различных интонациях и с различной громкостью, правда не следует ожидать, что ребенок будет за вами повторять звуки, важен сам процесс артикуляционной игры. Важно при этом, чтобы малыш видел вашу мимику и движения губ. Полезно максимально комментировать те действия, которые вы делаете при уходе за ребенком или во время совместного времяпрепровождения.

Физическое развитие детей в 4 месяца

Показатели физического развития ребенка в 4 месяца

Четырехмесячный ребенок весит еще на 800 г больше, чем в 3 месяца. То есть в сумме малыш прибавляет 3,2 кг веса к тому, что был при рождении (800 г х 4). Рост ребенка в 4 месяца увеличивается на 2,5 см по сравнению с тем, что был в 3 месяца, в сумме становится в среднем больше на 11,5 см роста при рождении.

Окружность головы больше, чем в 3 месяце на 1,5 см (в сумме – больше на 6 см, чем при рождении), а окружность грудной клетки увеличивается еще на 2 см (+ 8 см к окружности при рождении).

Оценим развитие ребенка в 4 месяца по центильной таблице. Как читать центильные таблицы смотрите здесь.

Центильная таблица физического развития детей в 4 месяца

Двигательное развитие ребенка в 4 месяца

В четыре месяца становится заметно, что ребенок уже не так часто держит ручки сжатыми в кулачки, так как тонус мышц, сгибающих пальцы, выравнивается тонусом мышц-разгибателей. Это позволяет ребенку более активно манипулировать своими ручками, взаимодействовать с предметами обстановки и игрушками. Ребенок 4 месяцев может произвольно захватывать подвешенную над кроваткой игрушку. Те предметы, которые удалось захватить он может тянуть ко рту, поэтому позаботьтесь о том, чтобы рядом с ребенком не было мелких предметов.

Руками дети активнее придерживают грудь или бутылочку во время кормления, ощупывают лицо матери и свои руки, сводят и разводят ладошки.

Когда ребенок лежит на животе, он уверенно поднимает голову до вертикального ее положения и приподнимает грудь и плечики. Такое положение позволяет грудничку этого возраста поворачивать голову из стороны в сторону и рассматривать интересующие объекты. Постепенно опора в положении лежа на животе осуществляется все больше на ладошки (кулачки) и предплечья, а голова, грудь и плечики не касаются опоры. Ножки расставлены в стороны.

Положение четырехмесячного малыша на животе

Периодически можно наблюдать самостоятельный переворот со спинки на бок, который чаще происходит после того, как ребенок тянется ручками к какой-то игрушке, лежащей сбоку от него. Если поворот на этом не останавливается, ребенок может перевернуться дальше – на живот.

Некоторые малыши могут переворачиваться на спинку из положения лежа на животе. Для четырехмесячных детей очень полезны упражнения, стимулирующие повороты туловища. Лежащему на спине ребенку дают в ручку свой большой палец, который ребенок обычно прочно захватывает, а затем аккуратным движением руки помогают ребенку перевернуться сначала на противоположный бочок, а затем и на животик. Повороты делают поочередно в разные стороны. Таким же образом помогают малышу переворачиваться с живота на спинку, что обычно получается несколько сложнее. Можно «подловить» момент, когда ребенок хочет перевернуться, давать ему немного попробовать, а затем помогать закончить поворот.

Из-за укрепления кивательных мышц шеи дети могут приподнимать голову в положении лежа на спине.

Пара советов по развитию навыков сидения и стояния

К сожалению, среди молодых мам достаточно часто витает «дух соревнования», стремления вырастить максимально развитого малыша. Особенно это подстегивается развитием социальных сетей, в которых легко можно освещать достижения своего чада. На самом деле, в конечном итоге для ребенка разницы никакой не будет, научился он сидеть, ползать или ходить на месяц – два раньше или позже, а вот навредить детскому здоровью можно с легкостью.

Если малыша в 4 месяца из положения лежа на спине взять за ручки и потянуть вперед, то можно увидеть, что он неуверенно, с поддержкой, но сядет. Голову он будет держать хорошо, так как шейный отдел позвоночника уже окреп, а вот спинка будет «круглой», это значит, что грудной отдел позвоночника еще укрепляется, а поясничный и вовсе не готов к нагрузке. Если взять такого ребенка за подмышки и поднести к поверхности кроватки, он сначала подожмет ножки, а затем должен упереться в нее (если не упирается, должен быть осмотрен неврологом), но это совсем не значит, что он готов стоять на ножках. Связочный аппарат голеностопных суставов, свода стопы и коленных суставов абсолютно к этому не готов в таком возрасте.

Это все говорит о том, что у ребенка четырех месяцев нельзя тренировать сидение, в том числе пассивное с подкладыванием подушек под спину и т.п., а тем более стояние на ногах. Такие тренировки кроме как к деформации позвоночника и суставов, развитию плоскостопия и плосковальгусной установки стоп, ни к чему не приведут. 

Как развиваются органы чувств у четырехмесячных детей

В 4 месяца у ребенка уже не должно появляться косоглазие, которое допускалось в более раннем возрасте, при необходимости надо проконсультироваться с педиатром и офтальмологом.

Четырехмесячный ребенок свободно переводит взгляд с предмета на предмет, рассматривает лица и детали предметов обстановки. Появляется возможность различать мелкие предметы на однотонном фоне.

Так как в таком возрасте увеличивается зрительное напряжение, ребенок дольше рассматривает интересующие предметы, следует обеспечить хороший уровень естественного освещения, при необходимости кроватку следует поставить ближе к окну, в то же время следите за тем, чтобы свет был рассеянным, а не прямым, не слепил ребенка, для этого подойдут белые или светлых тонов рольшторы.

Дети такого возраста умеют содружественно поворачивать голову в сторону и переводить взгляд на интересующий предмет.

Слух четырехмесячного ребенка позволяет ему поворачивать голову в сторону источника звуков и находить его глазами, делает малыш это значительно увереннее, чем в 3 месяца. Повороту головы может предшествовать прислушивание в течение короткого промежутка времени, особенно если звук не очень отчетливый.

У детей в 4 месяца начинает появляться положительная эмоциональная реакция на мелодичную музыку и пение взрослого.

Обоняние также развивается: ребенок может различать простые запахи и по-разному реагировать на приятные и неприятные.

Резюме. Что умеет ребенок в 4 месяца

Обычно развивающийся ребенок в четырехмесячном возрасте обладает следующими навыками:

  • выраженный «комплекс оживления» на появление знакомого взрослого, ищет контакта со взрослым;
  • умеет громко смеяться, эмоционально плакать;
  • четко отличает маму от других взрослых, различает «своих» и «чужих»;
  • много гулит, агукает, появляются более сложные трудновоспроизводимые комбинации гласных и согласных звуков;
  • пытается гулением подражать интонации взрослого;
  • осматривает и ощупывает окружающие предметы, трогает и сам захватывает игрушки;
  • различает интонацию голоса взрослого;
  • может сам раскрывать ладошку (ручки не сжаты постоянно в кулаки);
  • хорошо держит голову в любом положении тела, поднимает голову лежа на спине;
  • лежа на животе упирается ладошками и предплечьями о кроватку, хорошо удерживает на весу грудь и плечики;
  • переворачивается со спины на бок, со спины на живот, некоторые – с живота на спину;
  • на интересующий звук поворачивает голову до 180 градусов, находит его источник;
  • может рассматривать мелкие предметы и детали предметов.

Внимание. Каждый ребенок индивидуален и неповторим, для развития всех навыков необходимо определенное время. У детей какие-то умения появляются раньше, какие-то позже. В статье приведены ориентировочные средние сроки появления навыков. Если Ваш ребенок еще чему-то не научился, это не значит, что он хуже других, дайте малышу время. Если же развитие запаздывает на большой временной интервал, по многим навыкам, обязательно проконсультируйтесь с педиатром.

Понравилась статья? Сохрани, чтобы не потерять:

 

Прочитали статью? Будем очень рады узнать ваше мнение, поделитесь своим опытом с другими родителями. Кроме этого, авторы сайта - врачи с радостью ответят на ваши вопросы.