0 мес 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 1 год
1г 3м 1г 6м 1г 9м 2г 6м


Развитие ребенка в 5 месяцев

Развитие ребенка в 5 месяцев


В 5 месяцев активно развивается мелкая моторика рук, а также появляются социальные реакции. Двигательное развитие характеризуется подготовкой к сидению, а в речевом развитии отмечается появление лепета.

Нервно-психическое развитие детей в 5 месяцев

Как и в 4 месяца, ребенок хорошо отличает «своих» взрослых от «чужих», а мать от других взрослых. Отличать взрослых он может теперь не только по внешнему виду, но и по голосу, что особенно касается узнавания матери. Когда малыш слышит родной голос в соседней комнате или вне своего поля зрения, он активизируется, начинает привлекать к себе внимание. В то же время, на чужой голос он может вовсе не обращать внимания. 

Если взрослый, которого ребенок слышит, но не видит, при этом все равно не появляется в его поле зрения, то возникает настороженность и беспокойство, малыш начинает плакать. Также он расстраивается, когда мама перестает с ним разговаривать или выходит в другую комнату, кладет его в кроватку.

На появление незнакомого человека ребенок может отреагировать не комплексом оживления, а, наоборот, замиранием, настороженностью или реакцией страха. Но такая реакция появляется не всегда, зачастую ребенок с удовольствием «общается» с понравившимся ему взрослым. Во многом то, как малыш будет реагировать на других людей, зависит от его темперамента и формирующегося уже в таком раннем возрасте характера.

Появление такого ответа на присутствие, отсутствие, а также на какие-либо действия взрослого, можно считать началом социализации. При этом эмоции вызываются не только личным комфортом или дискомфортом, а что очень важно, взаимодействием с другими людьми. Постепенно ребенок становится все больше зависим от общения с матерью или другими ухаживающими взрослыми. Важно понимать, что в таком возрасте ребенок еще не умеет «вредничать», он плачет из-за того, что на самом деле переживает сильные эмоции.

Пятимесячный грудничок с интересом следит за всем происходящим, особенно за действиями ухаживающего за ним взрослого, рассматривает мелкие детали предметов. Хорошо находит источник звуков взглядом.

Важно появление у некоторых детей в этом возрасте возможности взаимодействовать со взрослым простейшими жестами, например ребенок протягивает вперед руки, когда хочет, чтобы взрослый взял его на руки (особенно это заметно, если подойти к кроватке и не брать малыша некоторое время, сначала спросить «Пойдешь ко мне на ручки?» и т.д.).

Развитие речи у ребенка 5 месяцев

Закрепляется умение различать и по-разному реагировать на различные интонации голоса взрослого, положительные эмоции малыш испытывает, когда с ним разговаривают веселым голосом, поют, когда его хвалят, а на недовольство родителей ребенок может отвечать настороженностью, нахмуриванием или даже плачем.

Гуление пятимесячного ребенка несколько видоизменяется, малыш комбинирует различные сочетания гласных звуков и протяжно произносит их с различной интонацией. Такое гуление можно сравнить с пением или звучанием свирели (разновидность флейты).

Как и в прошлом месяце, продолжается агукание.

Если раньше малыш разбавлял гуление согласными, получая трудновоспроизводимые взрослым сочетания, то теперь у него начинают получаться слоги с согласными звуками «ам», «ат», «та», «ма», «га», «на» и т.д. Ребенок еще не умеет комбинировать разные слоги друг с другом, слоги с согласными многократно повторяются и чередуются с гулением. Обычно это не всегда разборчивое повторение одного слога «а-ма-ма-ма-ма», «на-на-на», «да-да-да» и т.д.

Такое повторение слога с согласным звуком является началом лепета.

Речевые игры с ребенком направлены на то, чтобы ребенок пытался повторять вашу интонацию и тембр голоса, поэтому можно в игровой форме повторять слоги за малышом и произносить новые, меняя интонацию и громкость. Не забывайте максимально много общаться с ребенком, комментировать ему свои действия. Называйте различные предметы, с которыми встречается малыш: «Вот мы берем полотенце, сейчас мы вытрем твои ручки...» и т.д. Хоть вы и не будете видеть ответной реакции, это имеет для речевого развития ребенка большое значение.

Физическое развитие детей в 5 месяцев

Физическое развитие ребенка в 5 месяцев

Вес пятимесячного ребенка больше на 800 г, чем в 4 месяца. Суммарно он прибавляет 4 кг к весу при рождении (800 г х 5). Рост ребенка в 5 месяцев больше на 2,5 см того, что был в 4 месяца, в сумме увеличивается в среднем на 14 см с рождения.

Окружность головы за пятый месяц увеличивается на 1,5 см (т.е. больше на 7,5 см, чем при рождении), окружность груди увеличивается на 2 см по сравнению с 4 месяцами (+ 10 см к окружности при рождении).

Оценим развитие ребенка в 5 месяцев по центильной таблице. Как читать центильные таблицы смотрите здесь.

Центильная таблица физического развития детей в 5 месяцев

Двигательное развитие ребенка в 5 месяцев

Пятимесячный малыш может лежать на животе, опираясь на ладони и предплечья, с поднятой головой, грудью и плечиками. Но в отличие от четырех месяцев, он учится подниматься из такого положения, опираясь только на ладошки (руки выпрямлены, предплечья поверхности не касаются). Также он может кратковременно опираться только на ладонь и предплечье одной руки, а второй рукой пытаться дотянуться до заинтересовавшего его предмета.

Положение ребенка 5 месяцев на животе

Ребенок пяти месяцев хорошо умеет переворачиваться со спины на бок и живот, оттачивается навык переворота с живота на спину. Он переворачивается со спины на живот теперь более аккуратно, при этом не происходит такого одномоментного переваливания, как раньше, сначала переворачивается головка, плечики и руки, затем нижняя часть туловища. Переворотом ребенок может приблизиться к интересующей игрушке.

Поэтому полезно в таком возрасте располагать некоторое количество игрушек неподалеку от малыша, чтобы стимулировать протягивание ручек и перевороты туловища. Если необходимо, помогайте ребенку переворачиваться за ручку, но стремитесь к тому, чтобы он учился это делать самостоятельно.

Развитие мелкой моторики пальцев рук связано с уменьшением физиологически повышенного тонуса сгибающих мышц, поэтому ребенку становится значительно проще управлять движениями своей кисти. Ручки не должны быть продолжительное время сжаты в кулачки. Смотрите также статью, как помочь ребенку разжать кулачки.

Руками ребенок захватывает интересующие его предметы, захват еще не полностью отточен, игрушка часто захватывается обеими руками. Кроме этого, захват предмета может не получаться сразу, часто сопровождается излишними движениями, причем не только ручек, но и ножек, головы. Несколько позже малыш может переложить предмет из одной ручки в другую. Предмет еще не охватывается большим пальцем с противоположной стороны (нет противопоставления большого пальца).

Не забывайте про безопасность: дети в этом возрасте после непродолжительного рассматривания и ощупывания предмета обязательно тянут его в рот, поэтому все предметы, которые можно проглотить, надо держать в безопасном месте.

Ребенок 5 месяцев захватывает руками ноги лежа на спинеЛежа на спине, малыш может поднимать голову, отрывать плечики от поверхности. Также, лежа на спине, он поднимает вверх ножки, ловит их руками и подтягивает к лицу.

Если ребенка посадить, то он будет некоторое время сидеть, при этом опираясь ручками перед собой, спинка будет уже не такая круглая, как в 4 месяца. Высаживать ребенка в этом возрасте нельзя, также как и оставлять в таком положении, почему – мы описывали в статье про 4 месяца. Если взять ребенка за подмышки, поднести к поверхности, он будет упираться в нее (стоять), в такое положение ребенка можно ставить буквально на несколько секунд для проверки, тренировать стояние в этом возрасте категорически нельзя.

Как развиваются органы чувств у пятимесячных детей

Зрение с 4-5 месяцев позволяет ребенку рассматривать объекты в мелких деталях. Пятимесячные малыши с удовольствием разглядывают окружающую обстановку, особенно если она для них новая, с интересом изучают взглядом новых людей. Если в более раннем возрасте допускалось периодическое появление косоглазия, то с этого возраста оно уже не должно возникать, даже на небольшой промежуток времени, при необходимости ребенка следует показать офтальмологу.

Слух становится еще более совершенным, что позволяет ребенку быстрее находить источник звука, находящийся вне поля зрения, сокращается время, необходимое для «ориентирования».

Резюме. Что умеет ребенок в 5 месяцев

  • хорошо отличает своих от чужих, маму от других взрослых по внешнему виду и по голосу
  • на незнакомого взрослого может быть как отрицательная эмоция в виде настораживания и плача, так и положительная в виде “комплекса оживления”
  • расстраивается, когда взрослый перестает с ним общаться
  • с интересом рассматривает мелкие детали предметов
  • может быть появление простых жестов (протягивание ручек ко взрослому)
  • быстро находит источник звука взглядом
  • гуление в виде “песни” или “свирели”, продолжается агукание
  • начало лепета в виде повторного произнесения слогов с согласным звуком
  • лежит на животе с упором на ладошки и предплечья или только на ладошки с выпрямленными руками
  • переворачивается со спины на живот и менее уверенно с живота на спину
  • сам захватывает игрушки одной или двумя ручками с обилием лишних движений, при этом нет противопоставления большого пальца
  • тянет захваченные предметы в рот
  • лежа на спине подтягивает руками ноги к лицу
  • не появляется косоглазие.

Внимание. Каждый ребенок индивидуален и неповторим, для развития всех навыков необходимо определенное время. У детей какие-то умения появляются раньше, какие-то позже. В статье приведены ориентировочные средние сроки появления навыков. Если Ваш ребенок еще чему-то не научился, это не значит, что он хуже других, дайте малышу время. Если же развитие запаздывает на большой временной интервал, по многим навыкам, обязательно проконсультируйтесь с педиатром.

Понравилась статья? Сохрани, чтобы не потерять:

 

Прочитали статью? Будем очень рады узнать ваше мнение, поделитесь своим опытом с другими родителями. Кроме этого, авторы сайта - врачи с радостью ответят на ваши вопросы.

'
    '