0 мес 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 1 год
1г 3м 1г 6м 1г 9м 2г 6м


Развитие ребенка в 6 месяцев

Развитие ребенка в 6 месяцев


Вот и прошло полгода с того момента, как появилось на свет ваше маленькое чудо. В этой статье расскажем о том, что должен уметь ребенок в 6 месяцев.

Нервно-психическое развитие детей в 6 месяцев

В таком возрасте у детей достаточно хорошо сформированы как положительные, так и отрицательные эмоциональные реакции. Когда у ребенка хорошее настроение, он активно лепечет, гулит нараспев, громко смеется, плохое настроение выражается в нахмуривании, настороженности или эмоциональном плаче. Плачет ребенок не только, когда испытывает голод или физический дискомфорт, но и когда не удовлетворяются какие-либо его социальные потребности: например, когда взрослый не обращает на него внимания, перестает с ним общаться, когда его укладывают против желания в кроватку и т.д.

Малыш хорошо отличает “своих” взрослых от “чужих” внешне и по голосу. Теперь он выделяет среди прочих взрослых не только свою маму, но и отличает папу и других людей, которых часто видит (братьев, сестер, бабушек и т.д.).

Теперь на появление чужих людей ребенок чаще настораживается, замирает, всматривается, может плакать, хотя может быть и “реакция оживления”.

Шестимесячные дети могут взаимодействовать со взрослыми простейшими жестами, например, протягивать к взрослому ручки, пытаться схватить за рукав.

Ребенок шести месяцев умеет брать пищу губами с ложки, как густую, так и полужидкую.

Развитие речи у ребенка 6 месяцев

Особенностью развития речи в таком возрасте является закрепление лепета. Лепет представляет собой многократное повторение слога из согласного и гласного звуков: “ма-ма-ма-ма”, “ба-ба-ба”, “да-да-да”, “бу-бу-бу” и т.д. Делает это ребенок значительно увереннее, чем в 5 месяцев. При этом слог начинается с согласного звука. Отдельные неповторяющиеся слоги в таком возрасте дети произносят редко.

В то же время продолжается гуление - протяжное произношение разных комбинаций гласных звуков. Гуление нараспев еще называют “свирелью”.

Ребенок в полгода начинает понимать смысл отдельных наиболее часто повторяющихся в речи взрослых слов, хорошо различает настроение взрослого по интонации его голоса. Теперь малыши пробуют копировать не только интонацию и громкость голоса, но и пытаются повторять за взрослым отдельные слоги во время речевой игры. В речевых играх полезно стимулировать ребенка к повторению простых слогов из согласного-гласного звуков.

Слоги, которые произносит лепечущий ребенок, характерны для той языковой среды, в которой он воспитывается, то есть происходит направленное развитие речевого аппарата.

Физическое развитие детей в 6 месяцев

Физическое развитие ребенка в 6 месяцев

Ребенок прибавляет к весу в 5 месяцев до 800 г, то есть суммарно вес ребенка в 6 месяцев больше на 4,8 кг веса при рождении (800 г х 6). Рост становится больше еще на 2,5 см за последний месяц, а по сравнению с ростом при рождении - на 16,5 см больше.

Окружность головы ребенка за последний месяц прибавляет 1,5 см, за все время увеличивается на 9 см, а окружность грудной клетки - 2 см (в сумме - на 12 см) соответственно.

Оценим развитие ребенка в 6 месяцев по центильной таблице. Как читать центильные таблицы смотрите здесь.

Центильная таблица развития детей в 6 месяцев

Двигательное развитие ребенка в 6 месяцев

В положении на животе ребенок умеет достаточно высоко поднимать верхнюю половину туловища, опираясь на ладошки выпрямленных ручек. Также закрепляется умение опираться только на одну ручку, для того чтобы была возможность другой рукой доставать интересующие предметы и игрушки.

Умеет переворачиваться со спины на живот и с живота на спину, делает это аккуратнее, чем раньше. Переворачивается не одновременно верхней и нижней половиной туловища за счет того, что развивается вращение в позвоночном столбе (вокруг продольной оси туловища).

Новым в шесть месяцев будет также способность ребенка поворачиваться по часовой или против часовой стрелки лежа на животе за счет подтягивания ручками. Некоторые малыши также пробуют подтягиваться вперед ручками на незначительное расстояние (подползание), если видят перед собой интересный предмет. Такой тип передвижения, правда, еще нельзя назвать ползанием.

Ребенок может некоторое время удерживаться в положении сидя, если взрослый его посадит, спинка в таком положении более ровная, чем в 5 месяцев, так как начинает формироваться поясничный изгиб позвоночника кпереди - лордоз. Ручками малыш придерживается за поверхность. Еще раз напоминаем, что высаживать малыша в положение сидя можно лишь для кратковременной проверки навыка. Тренировать сидение, в том числе с упором на подушки, не допускается, пока ребенок сам не начнет садиться. Отсутствие этого навыка значит, что связочный и мышечный аппарат еще не готов к сидению, а от таких тренировок может развиваться искривление позвоночника (сколиоз).

Если взять ребенка за подмышки и поднести к кроватке, он крепко упрется в нее ножками, будет раскачиваться, как бы пытаясь подпрыгнуть. Оставлять его в положении стоя даже с поддержкой (тренировать стояние) также нельзя, чтобы не развилась деформация суставов и свода стопы.

Развивается мелкая моторика рук. Ладошки к такому возрасту уже должны быть раскрытыми. Если малыш все еще часто зажимает ручки в кулачки, что особенно заметно в положении его на животике, надо пройти осмотр у детского невролога и при необходимости выполнять массаж и упражнения для раскрытия ладошки. Руками ребенок хорошо захватывает игрушки, трясет погремушку, стучит ей о кровать, может перекладывать предмет из ручки в ручку. Развивается возможность удерживать по предмету в каждой ручке. Захват все еще без противопоставления большого пальца - все пальцы охватывают предмет с одной стороны - так называемый “обезьяний” захват.

Полезным будет выкладывать небольшое количество игрушек перед ребенком и по сторонам от него, когда он лежит на животике, это будет стимулировать его к подползанию и поворотам туловища.

Лежа на спине ребенок поднимает голову и шею, подтягивает ручками ножки ко рту.

Прорезывание зубов у детей 6 месяцев

В этом возрасте у многих детей прорезываются первые зубы. Практически одновременно или через небольшой интервал появляются нижние резцы - самые центральные 2 зуба. Прорезываются зубы не сразу, а в течение некоторого промежутка времени, обычно за несколько дней. Десна в месте будущих зубов припухает, нередко краснеет, изо рта обильно выделяется слюна. Малыш тянет все попавшиеся предметы в рот, беспокоится, плохо берет грудь. Возможно даже повышение температуры до 37-38 градусов, которое впрочем долго не держится. Вскоре в области припухшей десны можно разглядеть одну или две просвечивающиеся полосочки от края зубов, после чего непосредственно прорезываются зубы.

Зубы нередко прорезываются раньше или позже, но порядок их прорезывания у детей обычно одинаковый.

Для облегчения прорезывания зубов купите малышу несколько разных видов прорезывателей, которые обычно имеют вид резиновых колец. Лучше взять не один, чтобы малыш смог выбрать тот, который будет ему наиболее удобен. Прорезыватель можно поместить в морозильную камеру на некоторое время для охлаждения - это поможет снять боль.

Также можно использовать специальные детские обезболивающие гели для прорезывающихся зубов - наносятся пальцем на десну, имеют непродолжительный эффект, но во многих случаях быстро снимают боль и отвлекают малыша, что важно, например, когда ребенок ночью не может уснуть из-за боли. После нанесения геля ребенок успокаивается и засыпает.

Как развиваются органы чувств у шестимесячных детей

Острота зрения в 6 месяцев позволяет ребенку различать мелкие детали по несколько миллиметров на расстоянии около 30-40 см, нередко малыш пытается взять в ручку найденную крошку, нитку или другой мелкий предмет. Не забывайте хранить вне зоны доступности те предметы, которые можно проглотить.

Резюме. Что умеет ребенок в 6 месяцев

  • хорошо развиты как положительные (смех) так и отрицательные (нахмуривание, эмоциональный плач) эмоции
  • потребность в “общении” со взрослыми
  • различает “чужих” и “своих”, среди “своих” различает не только маму, но и других членов семьи
  • на незнакомого взрослого все чаще реакция настороженности или плач
  • простейшие жесты - протягивание ручек ко взрослому
  • лепет в виде повторного произношения слога из согласного и гласного звуков, продолжается гуление
  • пробует подрожать взрослому в произношении слогов и интонации
  • в положении на животе может опираться на ладошки выпрямленных рук, у некоторых возможна периодическая опора только на одну ручку
  • хорошо переворачивается со спины на живот и с живота на спину
  • в положении на животе может поворачиваться с помощью ручек по часовой или против часовой стрелки
  • возможно подползание - подтягивание ручками вперед в положении на животе
  • в положении на спине захватывает и подтягивает ручками свои ножки ко рту
  • захватывает игрушку, перекладывает из руки в руку, трясет ей, стучит по поверхности, возможно удерживание по предмету в каждой руке
  • ладошка раскрыта
  • берет пищу губами с ложки
  • прорезываются два нижних центральных резца.
Понравилась статья? Сохрани, чтобы не потерять:

 

Прочитали статью? Будем очень рады узнать ваше мнение, поделитесь своим опытом с другими родителями. Кроме этого, авторы сайта - врачи с радостью ответят на ваши вопросы.